Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Рыбоводные заводы Иркутска отказались воспроизводить омуль

Фильтры

Регион

Новости

Рыбоводные заводы Иркутска отказались воспроизводить омуль

Частным компаниям крайне невыгодно выращивать мальков эндемика

Эксперты трубят о том, что предпринимаемые сейчас меры не восстановят необходимый объем популяции этой ценной промысловой рыбы. По действующему законодательству, предприятия, наносящие вред водному объекту и его обитателям, после расчета величины причиняемого вреда должны восполнить водоем необходимым количеством мальков.

Ситуация плачевная в обоих регионах по Байкалу. Например, предприятиям в Иркутской области, для которых выращивание молоди рыб является непрофильной деятельностью, приходится платить деньги за выращивание и выпуск в водоемы рыбы единственному на сегодняшний день частному рыбоводному предприятию Иркутской области.

При этом эта компания не имеет собственной базы для воспроизводства рыбы, а арендует для этих целей два государственных рыбозавода. По словам экспертов, ориентировочная ежегодная стоимость компенсационных мероприятий в Иркутской области сегодня составляет 30-50 млн руб. Однако с 2009 года там в основном воспроизводятся два вида рыб – пелядь и хариус, которых выпускают преимущественно в водохранилища области. Тем временем байкальского омуля в Байкале становится все меньше. И в Бурятии не лучшая картина, но до сих пор, республика является территорией "черного рыболовства".

За 15 лет улов омуля в Байкале сократился почти в четыре раза. Если в 2001 году вылов этой рыбы составил 2468 т, в 2005 – 1399 т, то в 2015 г. – лишь 793 т. Вылов омуля в 2017 году предлагается сократить до 500 тонн в год вместо 1,5 тысячи тонн в 2016 году. В Бурятии квота на вылов омуля в 2017 году составит 435 тонн, а в Иркутской области – всего 60 тонн.

Совершенно очевидно, что потребление омуля в разы опережает его воспроизводство. Тут и считать не приходится, при сокращении вылова на некоторых заводах мы видим полный отказ от выращивания мальков.

«С 2009 года в Байкал рыбоводными заводами Иркутской области не выпущено ни одного малька знаменитой промысловой рыбы – байкальского омуля. Дело в том, что разводить хариуса и пелядь выгоднее, чем омуля. За них можно получить больше денег. Стоит отметить, что вдобавок расценки на воспроизведение рыбы у единственной компании, которая этим занимается, значительно выше, чем рекомендуется Росрыболовством. До 2003 года государственные омулевые рыбзаводы финансировались как за счет бюджетных средств, так и за счет так называемых компенсационных средств. А с 2006 года эти средства оказались в частных руках, в результате чего предприниматели стали выращивать то, что им наиболее выгодно. И омуль в эту категорию не попал. Государство же в лице Росрыболовства самоустранилось от регулирования ситуации в этой сфере. По этой же причине наша рыбная отрасль теряет байкальские омулевые рыбзаводы. Из-за недофинансирования они пришли в упадок и без дополнительных вливаний со стороны государства им не подняться», – считает главный специалист-эксперт ООО «ГидроБиоКонсалтинг», активист ОНФ из Иркутска Анатолий Манякало.

В 2015 году Минсельхоз России и Росрыболовство разработали законопроект, пересматривающий изменение механизма компенсации. Предусматривается два вида – натуральная и денежная. По мнению специалистов, возможность для предприятий выплачивать компенсацию в денежной форме избавит бизнес от непрофильной деятельности.

Законопроект уже прошел все процедуры межведомственного согласования, однако правительством РФ в Госдуму так и не был внесен. Специалисты выступают за то, чтобы дать возможность предприятиям выбирать, какую компенсацию им платить за нанесение вреда водному объекту – натуральную в виде рыбы или же денежную. При этом следует усилить контроль за этими процедурами, чтобы повысить прозрачность и эффективность государственных мер по восстановлению байкальского омуля. Сегодня от предприятий требуют возмещение ущерба. Один из последних примеров работы этого закона мы видели месяц назад, когда прокуратура потребовала от ТГК 14 выпустить в реки более 6 тысяч мальков эндемика.

Можно говорить о сокращении объемов вылова, но это не даст того эффекта, который может дать полный промышленный запрет, заявил 24 мая на межрегиональном совещании в Улан-Удэ руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.

Биомасса байкальского омуля в 2008 году впервые опустилась ниже 20 тыс тонн. А к 2012-2013 годам она уменьшилась до 15,4-15,8 тыс тонн. В 2014 году - до 13,2 тыс, в 2015 году - до 10-12 тыс тонн. Первая причина исчезновения рыбы - неучтенный вылов: и браконьерский, и неполная отчетность рыбопромышленников.

Поддержание запасов омуля последние десятилетия во многом было связано с работой рыбоводных заводов. Общая проектная мощность омулеворыборазводного комплекса на Байкале составляет около 3,7 млрд мальков в год. Сейчас они задействованы далеко не в полном объеме. Одну из проблем – недостаточность искусственного воспроизводства омуля решать начали. Илья Шестаков признал, что решение перевести рыбзаводы на Байкале в акционерное общество ВостСибрыбцентр было ошибочным. Это чуть не привело к развалу предприятий. Мощности этих заводов, созданных еще при Советском Союзе, обязательно сохранят. Сейчас два бурятских рыбзавода (Селенгинский и Баргузинский) уже переданы в федеральную собственность - ФГБУ «Байкалрыбвод». Последний, Большереченский завод, тоже в скором времени перейдет в федеральную собственность. А после на заводах будут налаживать работу.

Как сообщил глава Росрыболовства, готовят бюджет на 2017 год, по всем заводам, воспроизводящим байкальский омуль, планируют повысить финансирование в рамках госзадания. Проработают и вопрос софинансирования искусственного воспроизведения омуля байкальскими регионами., сообщает ulanude.monavista.ru

Источник: gazeta-n1.ru

Также в разделе

Комментарии (0)