Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Аркадий Матвеев: Можно было обойтись без запрета на вылов байкальского омуля

Фильтры

Регион

Новости

Аркадий Матвеев: Можно было обойтись без запрета на вылов байкальского омуля

По мнению эксперта, есть другие способы восстановления популяции эндемика, которые не оставят местное население без средств к существованию

Без запрета на вылов омуля можно было обойтись, так как существуют другие методы восстановления его популяции, например, есть возможность перестроить весь процесс промысла: перенести его из прибрежной зоны в открытые воды Байкала. Такое мнение выразил декан биолого-почвенного факультета, доктор биологических наук, профессор Иркутского государственного университета Аркадий Матвеев во время своей лекции, которая прошла в рамках "Научных weekend-ов" 10 ноября. На мероприятии Аркадий Матвеев рассказал обо всей истории промысла на Байкале, предыдущем запрете на вылов омуля, альтернативных решениях данной проблемы, а также о том, как включение Бурятии в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) может негативно повлиять на жемчужину Восточной Сибири. Об этом сообщает корр. ИА IrkutskMedia.

"В рамках наших "Научных weekend-ов" мы просто не могли не провести лекцию, касающуюся Байкала и его эндемика — омуля. К тому же сегодняшняя тема подогрета различными федеральными событиями", — сказал руководитель клуба молодых ученых "Альянс" Алексей Петров.

В данный момент в Байкале обитает до 60-ти видов рыб, однако некоторые из них в последнее время почти не встречаются. Промысел омуля в промышленных масштабах начался в середине 17 века и постепенно его популяция снижалась. В связи с этим с 1976 по 1986 год вводился запрет на вылов омуля, первые шесть лет он был полный, в последующие семь лет рыба вылавливалась для научной разведки и экспериментально. В результате запрета запас рыбы восстановился. Впервые за много лет биомасса омуля уменьшилась в 2008 году до значений ниже 20 тысяч тонн, а в 2015-м – до 10 тысяч тонн. Динамика сокращения популяции была названа критической с риском ее полного исчезновения в течение нескольких лет, поэтому в 2017 году ввели очередной запрет, надеясь, что он повторит результат предыдущего.

"Обоснованность такого запрета, конечно, спорна. Снижение численности омуля связано не только с какими-то "переловами" официальных и неофициальных рыбозаготовителей, но и с рядом других причин, к которым можно отнести наступление так называемого маловодного периода на Байкале. Он привел к тому, что снизился уровень воды как самого озера, так и рек, которые его питают. Таким образом, площадь нерестилищ байкальского омуля уменьшилась в Селенге, Баргузине и Верхней Ангаре. Затем эта же низкая водность привела к увеличению гибели икры из-за промерзания нерестилищ зимой", — рассказал Аркадий Матвеев.

Для многих людей на Байкале добыча и продажа омуля — единственная возможность к нормальному существованию, а запрет не предусматривает решение этой проблемы. Жители Байкальского региона, которые раньше находились в легальном поле добычи омуля, теперь пополнили ряды браконьеров.

"Можно было обойтись без запрета на вылов байкальского омуля. Со стороны ученых поступали и поступают такие предложения, но, к сожалению, органы власти не всегда прислушиваются к их мнению, а в споре о Байкале и омуле — почти никогда. Правительство пытается все решить какими-то административными действиями. Однако есть другие способы решения проблемы, например, перестройка самого промысла может действенно повлиять на численность омуля. Уже на протяжении многих лет ученые предлагают перенести добычу эндемика из прибрежной зоны в открытые воды, то есть вести промысел только дрифтерными или так называемыми сплавными сетями", — добавил Аркадий Матвеев.

Депутат Государственной Думы от Иркутской области Николай Николаев, который одним из первых заявил о возможном запрете на вылов омуля, выразил мнение, что эту тему необходимо рассматривать с разных позиций: научной, социальной и "денежной".

— Наряду с законным промыслом на Байкале была и, к сожалению, есть незаконная добыча. Поэтому три вот этих аспекта нужно всегда учитывать, когда принимаются те или иные решения, касающиеся вылова омуля или любой другой рыбы на Байкале. Моя позиция остается неизменной с самого начала: если нам наука говорит, что это решение нужно принимать, то его нужно делать. Но при этом оно обязательно должно сопровождаться мерами по обеспечению местного населения работой, средствами к существованию и возмещению тех доходов, которые приносил вылов омуля, — сообщил Николай Николаев.

Также в рамках своей лекции декан биолого-почвенного факультета ИГУ сообщил, что включение Бурятии и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа негативно скажется на Байкале, потому что вопросы, которые решались внутри Сибирского федерального округа (СФО) теперь перейдут на межрегиональный уровень. Это только затруднит решение многих проблем на Байкале.

Напомним, Минсельхоз ввел запрет на промышленный и любительский вылов омуля на озере Байкал с 1 октября 2017 года. Изменения в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна внесены для предотвращения исчезновения популяции байкальского эндемика.

Запрет на добычу байкальского омуля – основного промысла на озере – заставляет искать другие пути решения по восстановлению и сохранению его численности, считает губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Таким решением может стать зарыбление омулем областных водохранилищ. Глава региона обсуждал этот вопрос с руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым еще в октябре 2017 года.

Добавим, что президенту России Владимиру Путину задали вопрос о запрете на вылов омуля на Байкале в рамках итоговой пресс-конференции 14 декабря 2017 года. Глава государства отметил, что перед введением такой меры нужно было подумать о людях. По мнению российского лидера, экологию и байкальского эндемика, безусловно, нужно защищать, но, поскольку множество людей остались без работы, стоит проработать вопрос более детально.

Также сообщалось, что юридические лица и граждане, работающие в рыбопромысловой сфере в Ольхонском и Слюдянском районах, не обращались в органы занятости по вопросу ликвидации предприятий после ввода запрета на вылов омуля. Кроме того, информация о планируемом увольнении сотрудников компаний на Байкале не поступала в Минтруд региона.

Что касается аквакультуры, то на ее развитие в Иркутской области до 2020 года планируется направить 21,6 млн рублей. В рамках подпрограммы, в частности, предусмотрена государственная поддержка предприятий аквакультуры по возмещению части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, кормов, а также на уплату процентов по кредитным договорам.
 

Источник: https://irkutskmedia.ru

Также в разделе

Комментарии (0)